Портрет со вспышкой на улице. Часть 3. Как ещё размывают фон

Портрет со вспышкой на улице. Часть 3. Как ещё размывают фон

Для лучшего понимания материала, пожалуйста, ознакомьтесь с предыдущими статьями:

Часть 1

Часть 2

Сегодня мы закрепи́м материал предыдущих двух частей и зададимся целью сделать портрет с накамерной (внешней) вспышкой на улице в солнечный день с маленькой глубиной резкости, если у вас нет высокоскоростной синхронизации.

Прежде чем начнём, следует сказать, что для вашего удобства, на основе этих материалов мы составили практическое руководство в формате книжки, которую вы можете распечатать и брать с собой на съёмки: А.В.Колдунов, В.В.Колдунов. Съёмка портрета со вспышкой на пленэре. Основные настройки. СПб, 2018 г.

Мы пришли на место, и решили снимать портрет в контровом свете. Так проще разделять импульсный свет и постоянный. В результате работа со вспышкой становится более удобной.

Сделаем портрет, пока без вспышки

портрет без вспышки в контровом свете в солнечную погоду

Мы выставили в настройках камеры — светочувствительность ISO100, диафрагму 1.4, чтобы добиться желаемой глубины резкости и выдержку 1/1600 c, ориентируясь на яркость фона. Лицо при этом выглядит тёмным. Если мы захотим сделать лицо светлее, изменяя экспозицию, то фон начнёт сильно уходить в пересвет.

пересвет на лице при съёмке портрета в солнечную погоду

И тут нам нужно: либо смириться с тем, что фон пересвечен, либо выбрать место с более тёмным фоном, чего мы делать не хотим, либо возвращаться к предыдущим настройкам, а тёмное лицо подсветить вспышкой. Именно это мы и попробуем сделать.

Добавим вспышку

Воспользуемся внешней вспышкой, которую поставим на стойку. В качестве рассеивающей насадки используем полупрозрачный зонтик. Выдержка 1/1600, выбранная нами из-за слишком яркого света на улице, явно короче выдержки синхронизации (1/200). Значит простой вспышкой мы не сможем осветить человека целиком из-за ограничений шторного затвора в нашей камере (об этом мы говорили в прошлой статье).

тёмная полоса на фотографии при съёмке портрета на улице

Самая короткая выдержка, на которой вспышка осветит весь кадр — это 1/200 с, но снимок при такой выдержке будет пересвечен.

пересвет на снимке при съёмке портрета со вспышкой на улице

Итак, нам нужно как-то бороться со слишком ярким светом.

Высокоскоростная синхронизация

Для решения проблемы мы взяли продвинутую вспышку, в которой включили режим высокоскоростной синхронизации и получили возможность равномерно освещать человека на выдержках короче 1/200 с.

Напомним, что при включении этого режима вспышка сразу становиться примерно на две ступени экспозиции менее мощной, а также начинает работать как постоянный свет, поэтому изменение выдержки будет одновременно уменьшать, как яркость фона, так и яркость лица.

высокоскоростная синхронизация при съёмки портрета на улице

А помните как нам было удобно работать в примере с закатным небом, когда мы могли выдержкой раздельно регулировать яркость фона и лица? Сейчас мы этого сделать не можем. Что же изменилось? Стало слишком светло, что заставило нас использовать другие, неудобные выдержки. Можно ли как-то сымитировать удобные нам более тёмные условия и уменьшить поток света, доходящего до объектива? Конечно.

Фильтр нейтральной плотности

Зачем нейтральный ND фильтр для съёмки портрета со вспышкой на улице

Это фильтр нейтральной плотности или, короче говоря, ND-фильтр. Он уменьшает световой поток и позволяет нам выставить более длинные выдержки. В нашем случае, надев фильтр ND8, мы смогли сфотографировать со вспышкой при выдержке 1/200 с и при этом фон выглядит достаточно тёмным.

съёмка с затемняющим фильтром и вспышкой на улице

Обратите внимание, что нейтральный фильтр увеличивает вероятность поймать солнечный блик, что делает фотографию менее контрастной.

высокоскоростная синхронизация или ND фильтр

Конечно, если бы нас не интересовала маленькая глубина резкости, то подобное уменьшение общего светового потока можно было бы обеспечить и ещё одним способом — прикрыть диафрагму, но сегодня мы хотели фотографировать именно на открытой диафрагме.

нейтральный фильтр против высокоскоростной синхронизации вспышки в портрете

Итого

Итак, давайте подытожим. Если затвор нашей камеры шторный и мы хотим снимать с маленькой глубиной резкости со вспышкой при ярком естественном свете, у нас есть два основных варианта, которые позволяют нам добиться достаточно тёмного фона — это использование режима высокоскоростной синхронизации (который есть только в относительно дорогих накамерных вспышках) и использование нейтрально серого фильтра (способ подходящий для любой вспышки).

Поэтому использование нейтрально серого фильтра — обычно значительно более дешёвый способ и в принципе более эффективный, так как в режиме высокоскоростной синхронизации мощность вспышки уменьшена, а значит при съёмке с ND фильтром у вспышки больше возможностей конкурировать с ярким солнечным светом.

Однако ND фильтры сильно затемняют изображение в видоискателе зеркальной камеры, поэтому кадрирование и фокусировка могут быть затруднены. А если вам нужно фотографировать динамичные сюжеты, то длинные выдержки будут вас ограничивать.

преимущества высокоскоростной синхронизации вспышки перед фильтром нейтральной плотности

Кроме того, под разные объективы могут понадобиться фильтры разного диаметра или специальные системы крепления универсальных фильтров, а это уже повышает стоимость способа.

Ну и последнее, как вы видели, с фильтром больше вероятность поймать паразитные засветки, особенно при контровом освещении, даже если вы используете очень хороший фильтр, поэтому некоторые, помешанные на качестве, фотографы считают кощунством использование каких-либо фильтров.

засветка фотографии при съёмки с фильтром в контровом свете

Так что, ответ на вопрос — какой способ лучше и удобнее — не однозначный.

Какой бы мы способ ни выбрали, мы можем столкнуться с ещё одной проблемой. Оба описанных способа уменьшают яркость лица, и нередко просто не хватает мощности накамерной вспышки, даже самой мощной из имеющихся в продаже, чтобы компенсировать это затемнение. В этом случае, некоторые фотографы приходят к необходимости увеличения количества вспышек. Для увеличения яркости светового потока на одну ступень экспозиции, вам понадобиться 2 вспышки, на две ступени — 4 вспышки, а на три ступени — 8 и т.д.

Также для наглядности можете посмотреть наше короткое видео на эту тему:

Надеемся, статья оказалась для вас полезна. Будем рады любой поддержке с вашей стороны, чтобы мы могли готовить больше интересного материала.

Также подпишитесь на наш канал в Телеграме, где можно следить за новостями и обсуждать их в чате. А также на других ресурсах, чтобы не пропустить новые материалы.