Гистограмма на фото. Для чего она? Как правильно ей пользоваться при съёмке и при обработке?
![Гистограмма на фото. Для чего она? Как правильно ей пользоваться при съёмке и при обработке?](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/34-scaled.jpg)
Гистограмма — это единственный способ, позволяющий адекватно оценить яркость вашего снимка. Всё остальное — это лишь догадки.
![яркость экрана при разных условиях освещения](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/camera2-1024x549.jpg)
В тёмной комнате фотография покажется нам слишком светлой, а на улице слишком тёмной. Да и яркость самого экранчика может быть разной на разных камерах.
А вот гистограмма — показывает всё, как есть, и позволяет точно оценить, правильно вы настроили фотоаппарат или нет.
![где найти гистограмму в фотоаппарате](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/camera1-1024x576.jpg)
И если вы научитесь пользоваться гистограммой, то настройка экспозиции станет для вас элементарной задачей. Не важно, снимаете вы в ручном режиме или в автомате. Кроме того, гистограмма поможет вам при обработке фотографий в Фотошопе (или других графических редакторах).
Тем более, что научиться пользоваться гистограммой — это очень просто.
Если вам удобней воспринимать учебный материал в видеоформате, тогда посмотрите это видео:
Посмотрите это видео на моём канале гистограмму:
Что такое гистограмма
Гистограмма показывает, сколько каких яркостей в изображении. Выглядит это так.
![что такое гистограмма](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/00.jpg)
По горизонтали отложены яркости, от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). А по вертикали отложено, сколько этих яркостей присутствует на снимке. Мы видим, насколько много в кадре тёмных объектов или светлых. Каких больше, а каких меньше.
Как читать гистограмму
Рассмотрим пример. Перед нами фотография однотонного объекта — это цветной лист бумаги. Сюжет имеет малое разнообразие по яркости — в основном тут всё среднее по яркости.
![как читать гистограмму](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/06-1024x683.jpg)
Гистограмма нам это и показывает. Как видим, получился высокий холм. Высота этого холма нас не интересует. Нас интересует, в каком месте он расположен по горизонтальной оси. Весь кадр состоит из средних по яркости объектов, поэтому холм расположен посередине. Зафиксируем эту мысль.
Теперь добавим в кадр тёмный объект.
![как пользоваться гистограммой](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/07-1024x683.jpg)
На гистограмме появился всплеск слева — в тёмной области. Добавив ещё один тёмный объект, мы ещё больше увеличили долю тёмных пятен в кадре. Холмик слева поднялся ещё выше:
![гистограмма тёмных объектов](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/08-1024x683.jpg)
Добавив в кадр светлый объект, мы получим ещё один всплеск, но уже в правой части гистограммы.
![гистограмма распределённая по всей ширине](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/09-1024x683.jpg)
![участок гистограммы ответственный за светлые тона](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/ДЂп-Ѓ°ЂЃ¶™®-1024x683.jpg)
И чем больше разнообразных по яркости объектов будет в кадре, тем большее разнообразие будет на гистограмме.
Если на снимке больше тёмных объектов, график будет прижиматься к левому краю, если больше светлых, то к правому.
Влияние экспозиции на гистограмму
Тоже самое будет происходить, если мы будем уменьшать или увеличивать общую яркость снимка:
![влияние экспозиции на яркость и гистограмму](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/17-1024x683.jpg)
Гистограмма вся целиком будет смещаться влево (если снимок недостаточно яркий) или вправо (если яркости снимку хватает).
И в этом как раз и есть основная польза гистограммы для нас! Ведь само по себе распределение яркостей на снимке нас мало интересует. Нам абсолютно всё равно какая форма у этой гистограммы.
Нас интересует только то, правильно ли мы настроили общую яркость снимка. Гистограмма нужна нам практически только для этого.
И тут работает простое правило. Всегда задействуйте светлые тона, то есть, всегда прижимайте гистограмму к правому краю.
Приведу пример. Если мы уберём из кадра белый лист бумаги, то увидим на гистограмме, что светлые участки теперь не задействованы.
![недосвеченный снимок](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/08-1-1024x683.jpg)
Чаще всего, когда в кадре нет светлых объектов, снимок будет казаться недосвеченным, особенно, если мы будем рассматривать его на белом фоне (например, в браузере). Значит нам нужно увеличить яркость снимка.
Увеличиваем яркость, пока гистограмма не прижмётся к правому краю.
![увеличена яркость недосвеченного снимка](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/20-1024x683.jpg)
И всё, теперь светлые участки на снимке есть. Вот и весь секрет.
Тёмная тональность
Однако, бывают случаи, когда мы снимаем очень тёмные объекты, и хотим показать зрителю, что эти объекты очень тёмные. Но как это сделать, чтобы снимок не оказался недосвеченным?
![тёмный снимок гистограмма влево](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/22-1024x683.jpg)
Ведь если, по моему совету, повысить яркость, то тёмные объекты перестанут быть тёмными. Они же станут светлыми.
![пересвеченные объекты в тёмной тональности](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/23-1024x683.jpg)
Исправляется это просто. Нужно внести ясность в сюжет — то есть, добавить для контраста что-то светлое. Тёмное будет выглядеть тёмным только тогда, когда рядом есть что-то светлое, когда есть с чем сравнить. И тем самым, добавив светлый объект, мы задействуем светлые области на гистограмме.
![как снимать в тёмной тональности чёрные объекты](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/24-1024x683.jpg)
Хотите снимать в тёмной тональности? Ищите контраст. Включайте в кадр блики, источники света… В общем, экспериментируйте.
![объектив в тёмной тональности](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/25-1024x576.jpg)
![фотография с портретом в тёмной тональности](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/29-1024x576.jpg)
Правильная гистограмма
Повторим основное правило. Стремитесь всё время уводить гистограмму вправо. Либо добавляя какой-нибудь светлый объект в кадр, либо увеличивая общую яркость снимка:
![правила пользования гистограммой](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/34-1024x742.jpg)
И не слушайте тех, кто говорит, что правильная гистограмма — это та, которая сосредоточена по центру. Нет, конечно! Что же в ней правильного?
![Идеальной гистограммы не существует](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/35-1024x335.jpg)
Нет вообще такого понятия, как правильная гистограмма. У каждого сюжета своя гистограмма. Нам нужно просто следить, чтобы она уходила вправо. Но не слишком сильно. Иначе получится пересвет!
Пересветы
Вот пересветов особенно нужно опасаться. Ведь в пересвеченных участках снимка происходит полная потеря информации. Посмотрите, гистограмма доходит до правого края вплотную, и это плохо — это пересвет.
![пересветы на фотографии и как их увидеть с помощью гистограммы](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/36-1024x683.jpg)
Поэтому, нужно сформулировать второе главное правило!
Не прижимайте гистограмму слишком сильно к правому краю. То есть, прижимать её надо, но не впритык. Оставляйте чуть-чуть места.
![уменьшение экспозиции убирает пересветы](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/37-1024x683.jpg)
Во многих фотоаппаратах есть возможность настроить отображение пересвеченных областей прямо на фотографии. Они начинают подсвечиваться чёрным, красным или каким-нибудь другим цветом.
То есть гистограмма вам расскажет, что пересветы в принципе есть, а эта функция покажет, где конкретно их искать на фотографии.
Но бывают случаи, когда не нужно избегать пересветов на фотографии. Например, снимок с солнцем в кадре.
![портрет на закате с пересвеченными областями в районе солнца](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/28-1024x576.jpg)
Солнце практически всегда будет пересвечено и это нормально. Также это касается других источников света и некоторых бликов.
Бывают ситуации, когда фон выбеливается специально, чтобы на нём не было никаких деталей. Тогда эти пересветы не привлекают к себе внимание, а воспринимаются, как белая подложка для объектов в кадре. Например, так:
![фотография книг в светлой тональности](https://koldunov.com/wp-content/uploads/2020/10/26-1024x576.jpg)
Не забывайте, что любая фотография, даже самая неправильная, имеет право на существование. Главное, чтобы у вас было понимание, зачем вы делаете свои эксперименты и к чему они приведут.
И наш сайт как раз для того, чтобы помогать вам постигать основы фотографии. Дальше будет ещё интереснее.
——————-
Напоминаю, что у нас с братом ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы. А также не забудьте другие ресурсы.