Как зависит глубина резкости от размера матрицы

Как зависит глубина резкости от размера матрицы

Для того, чтобы размыть фон на фотографии, нужно добиться маленькой глубины резкости. В любом учебнике вы найдёте три основных фактора, которые влияют на глубину резкости: диафрагма, фокусное расстояние объектива и дистанция фокусировки.

Вот так, например, диафрагма влияет на глубину резкости:

Диафрагма f/1.4 даст меньшую глубину резкости, чем f/11. А значит, на значении f/1.4 фон размоется лучше.
Но есть ещё один фактор, не такой очевидный.

Современные фотолюбители часто спорят о том, как зависит глубина резкости от размера сенсора фотоаппарата.

Частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители.

Это действительно очень сложный и запутанный вопрос, который не имеет однозначного ответа. И всё потому, что существует несколько точек зрения, и почти все они по-своему правильные.

Мы не смогли обойти эту тему стороной, поэтому собрали основные точки зрения, снабдили их примерами и записали этот видеоролик:

Видео, как обычно, короткое и ёмкое. Но если у вас нет возможности его сейчас посмотреть, можете прочитать статью ниже.

Итак, хороший способ что-то объяснить — это привести наглядный пример. Представим, что этот круг — изображение, которое создаёт объектив:

Кружок изображения, которое рисует объектив

Мы будем подставлять под этот круг сенсоры разных размеров, как будто надеваем один и тот же объектив на разные фотоаппараты.

Соотношение разных по размеру сенсоров фотоаппарата

6х6 — самый большой сенсор, который смог поместиться в наш круг. Это плёночный средний формат. Он квадратный, поэтому смотрится немного необычно.

44х33 — это современный цифровой средний формат.

35 mm — в плёночную эпоху был самым распространённым, а теперь это формат цифровых полнокадровых камер продвинутого уровня.

APS — широко распространённый современный цифровой формат доступного ценового сегмента (так называемый кроп).

Хорошо видно, как постепенно фотография теряет большое количество деталей, которые обрезаются со всех сторон границами кадра. И в конце концов, маленькая APS матрица фиксирует только скучную центральную часть.

Теперь сравним самый большой кадр — 6×6 с самым маленьким — APS, чтобы понять, где глубина резкости больше, а где меньше.

Сравнение кадра, снятого на сенсор 6х6 с кадром, снятым на APS сенсор.
 

И тут мы сталкиваемся с тремя разными точками зрения, которые вызывают так много споров вокруг этой темы.

1. ГРИП одинаковая

1) Сторонники первой точки зрения утверждают, что по сути ничего не поменялось, и глубина резкости на обоих снимках одинаковая. Ведь рисунок объектива остался прежним, мы просто взяли и вырезали кусок из этого рисунка.

2. Чем меньше матрица, тем меньше глубина резкости

Вторая точка зрения — техническая и лежит в основе расчётов, которые используют калькуляторы глубины резкости (например, этот). Чтобы соответствовать правилам расчёта, правое изображение нужно растянуть до размеров левого.

Для формального сравнения глубины резкости, кадр с APS сенсора пришлось увеличить.

А чем больше мы растягиваем любое изображение, тем менее резким оно становится. Сравните эти два участка кадра. Правый явно более размытый.

Сравнение двух участков кадра на предмет размытия фона. На APS фон больше размыт.

Вместе с уменьшением общей резкости уменьшается и глубина резкости. Вот ещё пример с линейкой, который мы сделали одним объективом, но на разные камеры:

Левый снимок сделан на камеру Canon EOS 6D (35 mm), а правый на Canon EOS 550D (APS). Объектив одинаковый.
Левый снимок сделан на камеру Canon EOS 6D (35 mm), а правый на Canon EOS 550D (APS). Объектив одинаковый.

То есть, любой приличный калькулятор вам подтвердит, что чем меньше матрица, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон.

Этот факт может нам показаться довольно странным, ведь мы знаем, как сложно размыть фон, например, снимая на крошечную камеру смартфона. Поэтому есть третья точка зрения, которая способна запутать вас ещё больше.

Большой матрица лучше размоет фон

Третья точка зрения — практическая. На практике нет смысла сравнивать эти два кадра, потому-что они получились слишком разными по крупности плана.

Добиться одинаковой крупности можно, если надеть на камеру с большей матрицей более длиннофокусный объектив. А мы знаем, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости.

Расчёт на калькуляторе глубины резкости. Отличаются размер сенсора и фокусное расстояние объектива.

В итоге получается, что на большой матрице фон размоется лучше. Хотя, это размытие происходит не благодаря размеру матрицы, а благодаря длиннофокусному объективу. Это важное замечание, но на него, обычно, закрывают глаза. И именно поэтому, чаще всего, происходит непонимание и путаница.

Давайте теперь ответим на вопрос, который мы задавали в самом начале.

Можно ли красиво размыть фон, снимая на маленькую матрицу?

Можно. Ведь, как мы убедились, сама по себе маленькая матрица даже лучше размывает фон, чем большая.

Такой будет фотография, если мы подставим под наш круг матрицу фотокамеры смартфона iPhone SE.
Такой будет фотография, если мы подставим под наш круг матрицу фотокамеры смартфона iPhone SE.

Но только увидеть всю красоту этого размытия вряд ли получится. Его слишком мало помещается в кадр. Маленькая матрица вынуждает производителей использовать более короткофокусные объективы, а вот они-то как раз плохо размывают фон. Например, на камере смартфона iPhone SE фокусное расстояние объектива всего 4 мм.

Минимальная глубина резкости, которой получилось добиться, снимая на Fujifilm X-T1 и на камеру смартфона iPhone SE.
Минимальная глубина резкости, которой получилось добиться, снимая на Fujifilm X-T1 и на камеру смартфона iPhone SE.

Конечно, таким объективом размыть фон будет сложно, даже снимая на диафрагму f2.2.

Так что, если хотите получить красивое боке, всё таки лучше использовать сенсор побольше. Но не забывайте и про остальные факторы, которые тоже влияют на глубину резкости.

Ну и напоследок, если у вас нет возможности приобрести дорогостоящую камеру большого формата, существует способ искусственно увеличить размер сенсора.

Нужно последовательно внахлёст сделать несколько кадров с одинаковыми настройками, а потом склеить их в большую панораму.

Склейка панорамы — способ искусственно увеличить размер сенсора.
Склейка панорамы — способ искусственно увеличить размер сенсора.

Данный метод мы описывали в этом видео:

У нас вообще много интересного и оригинального материала на фотографическую тему, так что подписывайтесь на нас в социальных сетях.

Напоминаем, что у нас ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы и взаимопиара — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы.

Если вам нравится то, что мы делаем, пожалуйста, поддержите наши начинания. У нас много разных интересных идей, которые с вашей помощью реализовать будет намного проще.